ООО «Агентство оценки «Аргумент»
Пн–Пт с 9 до 18 часов
Выходные — Сб, Вс

О чем расскажет бизнес-портфель предприятия?

О чем расскажет бизнес-портфель предприятия?

Портфель компании – совокупность специализаций, производимых товаров и услуг, хозяйственных единиц, составляющих данный бизнес. Портфель отражает экономическую эффективность структуры предприятия, а также взаимодействия ее составных частей. Кроме того, бизнес-портфель свидетельствует о степени возможности и успешности диверсификации – освоения новых рынков и производства новой продукции.

Знание состава и специфики бизнес-портфеля необходимо для ясного представления о состоянии предприятия в данный момент, его ведущих и второстепенных продуктах товарного ассортимента, сильных и слабых сторонах, а соответственно, и о перспективах развития в прежде не осваивавшихся направлениях: выходе на новые рынки либо реализации принципиально иных проектов. Анализ бизнес-портфеля проводится для разъяснения текущих и потенциальных возможностей.

Важной задачей исследования бизнес-портфеля является не только описание существующей структуры производства, но также поиск путей и решений, которые обеспечили бы компании наиболее выгодное и эффективное распределение разного рода ресурсов. Кроме того, анализ портфеля предприятия помогает выделить те новые рыночные сегменты, фокусирование на которые приведет бизнес к полезному расширению. Таким образом, изучение структуры портфеля компании проводится в неотрывной связи с движущими внешними факторами.

В общем виде анализ бизнес-портфеля заключает два направления:

  • Выявление приоритетных отраслей производства для обозначения ключевого вектора развития;
  • Исследование прочих составных элементов с точки зрения текущей продуктивности и дальнейших перспектив для возможного перераспределения капитала и инвестиций между ними.

Проще говоря, анализ портфеля предприятия позволяет изучить преимущественные стороны бизнеса (либо отыскать таковые) и определить слабые, тормозящие его рост и продвижение.

В данном случае вопрос о состоянии рынка имеет существенную значимость; рыночные условия являются важным аспектом рассмотрения портфеля, потому что без соответствующей информации сведения о структуре бизнеса, его экономических характеристиках и маркетинговой ориентации окажутся недостаточными и будут отражать лишь частичные показатели. Без взаимосвязи с общей рыночной ситуацией, в контексте которой последние должны рассматриваться, результат изучения портфеля окажется неполным, фрагментарным. Например, когда анализ деловой активности предприятия, казалось бы, демонстрирует однозначно положительные тенденции – рост количества реализованных товаров, увеличение объема выручки, – преждевременно делать вывод о возрастающей позиции на рынке. На фоне бурного развития конкурентов, появления новых технологий и других факторов, обладающих потенциалом кардинального изменения рыночной динамики, текущий успех компании потеряет особое значение. И напротив: медленно снижающиеся экономические показатели в сравнении с общим кризисным положением данного рыночного сегмента будут свидетельствовать об относительно неплохих результатах.  

Несмотря на связанность бизнес-портфеля с внешними обстоятельствами (охватываемым рынком, экономическим климатом и прочим), существует ряд неизменных характеристик, изучаемых при портфельном анализе. Структура бизнес-портфеля содержит несколько таких составляющих:

  • Основной продукт компании – товар или услуга, а также рынок сбыта, определяющие направление развития.
  • Конкурентные преимущества, которые можно разделить на естественные и искусственные: к первым относятся качество и цена товара, уникальные технологии производства, целевая группа потребителей; ко вторым – стоимость бренда, клиентское обслуживание, рекламная стратегия.
  • Тактика управления факторами производства – их эффективное использование в комплексе; умение компании извлекать из объединенных ресурсов больше выгоды, чем из этих же ресурсов по отдельности.
  • Пластичность портфеля – способность бизнеса к расширению состава продукции или отраслевой переориентации без значительных убытков.

Качественный анализ портфеля поможет компании определиться с ключевой целью и выстроить стратегию ее достижения. Как правило, наиболее распространенными маркетинговыми задачами для бизнеса становятся вхождение на рынок либо увеличение уже имеющейся доли, расширение сферы распространения товара благодаря использованию других сегментов рынка, создание новой продукции или диверсификация.

Анализ бизнес-портфеля – один из компонентов успешного стратегического планирования, но лишь часть этой сложной и объемной работы. Агентство оценки «Аргумент» поможет в реализации ваших проектов. Доверьте разработку бизнес-плана профессионалам – свяжитесь с нами!