ООО «Агентство оценки «Аргумент»
Пн–Пт с 9 до 18 часов
Выходные — Сб, Вс

Разработка грамотной бизнес-стратегии: план развития как фактор успеха

Разработка грамотной бизнес-стратегии: план развития как фактор успеха

Понятие «стратегия» давно и основательно утвердилось в теории управления бизнесом, поскольку с течением времени процесс формирования рынка становится все более сложным, многофакторным и непредсказуемым. Предприятия вынуждены выстраивать свою деятельность в соответствии с постоянно возрастающим количеством требований, область которых часто выходит за рамки стандартных для предпринимательства – например экономических или юридических. В таких условиях компании, ставящие своей целью масштабные достижения или просто долгосрочное стабильное пребывание на рынке, должны сформировать четкую структурированную политику действий, регулирующую решение ближайших и долгосрочных задач. Иными словами, создать бизнес-стратегию – длительный план действий по осуществлению поставленных целей.

Когда требуется бизнес-стратегия?

Частыми причинами, побуждающими к созданию стратегии, являются следующие:

  • Определение вектора развития компании. Поставив крупную цель, предприятие обретает стимул преобразования текущей бизнес-модели (либо создания таковой при ее отсутствии), мобилизации ресурсов, получения опыта в новых условиях работы – в общем, увеличения конкурентоспособности.
  • Необходимость понимания возможностей на сегодня и в перспективе. Конкретизация текущего положения дел относительно рыночных реалий поможет выявить потенциал для новых достижений компании.
  • Расхождение планов собственников и руководства по развитию бизнеса. 

Каждое предприятие – отдельная система с присущим ей особенным механизмом работы, определенными производственными возможностями, спецификой, продиктованной профессиональной отраслью, и т.д. Стратегия должна учитывать и отражать самые различные аспекты деятельности организации: от финансовых до ценностных – таких как миссия, например. Поэтому при выборе стратегии важна ориентация на индивидуальные характеристики и показатели бизнеса. Тем не менее стратегическое планирование всегда основывается на подходах, выработанных в теории менеджмента, которые создают фундамент и методику для системного построения бизнес-проектов.

Задачи бизнес-стратегии

Выбранная предприятием стратегия отражает цель, к которой оно будет двигаться в обозримой перспективе. Стратегия может базироваться на общем развитии предприятия, что подразумевает внутренние изменения (например, распределение ресурсов между разнопрофильными подразделениями для сбалансированности бизнес-портфеля) либо внешние (в частности, реструктуризация компании). Планирование может быть нацелено на достижение конкурентных преимуществ, когда необходимо сформировать для каждого направления бизнеса собственную стратегию, охватывающую соответствующую сферу деятельности и сегмент рынка. Также стратегия может быть предназначена для решения специфических функциональных задач отдельного подразделения, относящихся к финансовым вопросам, маркетингу, производству или иным сферам – например экологии. Кроме прочего, стратегия бывает направлена на повышение уровня условий для персонала и их заинтересованности в труде, а также внедрение мониторинга качества в виде аттестаций и прочего.

Этапы стратегического планирования

Выбор и подготовка бизнес-стратегии – сложный многоэтапный процесс, поскольку перед специалистами, занимающимися стратегическим планированием, лежит задача разностороннего детального исследования отдельного предприятия во взаимосвязи со внешними условиями, оказывающими прямое и косвенное влияние на его деятельность. Продукцию и услуги, организационную структуру, рынки сбыта и ресурсный потенциал в данном случае необходимо рассматривать в рамках анализа деловой активности бизнеса, а также с позиции многих других критериев. Выделяются основные этапы, служащие структурной основой планирования:

  • Изучается стратегия, проводимая в данный момент, с целью оценить ее эффективность, а также текущее положение предприятия.
  • Проводится анализ спектра производимой продукции и услуг для исследования пропорциональности распределения различных средств между направлениями хозяйственной деятельности.
  • Выбирается наиболее подходящая для данного предприятия стратегия с учетом ключевых факторов развития на основе результатов проведенных исследований.
  • Выбранная стратегия оценивается по степени соответствия настоящим и потенциальным возможностям бизнеса, разнообразным внешним условиям, а также с точки зрения наличия и объема принимаемых рисков.
  • Разрабатывается общая стратегия компании, задачи которой решаются составными подразделениями исходя из собственных особенностей и возможностей.
  • Проводится системное бизнес-планирование и анализ инвестиционных проектов компании. На данном этапе необходимо выработать инвестиционное обоснование для каждой ступени (проекта) реализации общего стратегического плана.

Как видно, стратегическое планирование требует комплексной квалифицированной помощи. Оценка эффективности выбранной стратегии и грамотный бизнес-консалтинг обязательно понадобятся для подготовки и реализации не только масштабных, но и тактических проектов. В числе услуг Агентства оценки «Аргумент» – составление технико-экономических обоснований, а также оценка рыночной стоимости бизнеса. Наши специалисты помогут реализовать ваш проект – свяжитесь с нами!